Назад к списку отзывов
ДМИТРИЙ февраль 2008 г. , Гармиш-Партенкирхен

В отзыве есть: Развлечения и тусовки, Личные впечатления, Достопримечательности, Природа и погода, Транспорт и др. полезная информация, Еда, напитки, курево :)

гармиш-партенкирхен-зимняя сказка!?

Хотел рассказать о том, как провел не самый удачный отпуск на склонах германских Альп в Гармише –Партенкирхене. Сразу хочу отметить, что неудачная она была только в плане катания, хотя собственно за этим я туда и ехал.

Желание посетить германию возникло у меня много лет назад. Когда одна знакомая подарила мне пазлы (складывающаяся из 1000 мелких деталей картина). На этой картине был изображен прекрасный замок на фоне гор и озера окруженного горами. В последствии он стал попадаться мне на календарях и рекламных проспектах. Даже Дисней изобразил его на эмблеме своей компании. А позже я узнал, что это замок короля Баварии Людвига 2 и называется он Ношванштайн. Думаю, что историю про этого романтического короля, признанного сумасшедшим из-за строительства этого замка, покровителя Вагнера, слышали многие. Мне же очень хотелось посетить эту достопримечательность лично.

Я стал собирать путеводители, рассказы и отзывы посетивших Германию. Стал планировать свой маршрут. На фото рассматривал достопримечательности, которые хотел бы посетить, наносил метки на карту. На карте появлялась нитка дорог, на которую как бусинки нанизывались города. Началом вояжа был намечен Франфуркт на Майне. А точнее городок Рюссельхайм недалеко от него. В этом городке живут мои знакомые, которые могли бы прислать приглашение и приютить на несколько дней. Этот городок хорошее стартовое место для посещения большого замкового пути, проходящего по долине реки Рейн и идущего в сторону Бонна и Кельна. Из Кельна планировал спуститься в Трир, через Страстбург в Баден-Баден. Планировал заехать в парк развлечений, кажется в Санкт-Георгиен. Спуститься к знаменитому Боденскому озеру. Посетить города Зинген, Констанс, Мерсбур. Посмотреть музей дирижаблей в Линдау. Осмотреть Австрийский Брегенц. А вот оттуда двинуться в Фюссен с теми самыми замками- Ношванштайном и Хошвангау. Далее следовали дворец Линдерхоф, городки Обераммергау с магазинчиками, в которых продают вырезанные из дерева фигурками святых, ремеслинников, музыкантов, охотников. После Оберраммергау - Етталь с его бенедиктинским монастырем в котором делают известные на весь мир ликеры и варят пиво. А через 40 километров находятся два городка – Гармиш и Партенкирхен где расположен стадион, на котором в1936 году Гитлер проводил зимние олимпийские игры. От Гармиша до столицы Бварии –Мюнхена полтора часа езды.

Мне никогда не доводилось бывать в Альпах. Все как-то денег не хватало. Ездил на Чегет, Домбай, в Кировск, Болгарию, Словакию, Андорру. А вот Франция, Италия, Австрия оставались мечтой.
А тут я получил диплом вечернего отделения медицинского института. Это мое второе образование. И до 1 марта (начала интернатуры) у меня был заслуженный отпуск. Жена, после многолетнего перерыва опять встала на сноуборд. В общем, решил сделать себе подарок. А заодно показать жене «Настоящие» горы.

Видимо давнее желание посетить Германию несколько затуманило мне мозги. Не насторожило даже то, что крайне мало туристических агенств предлагают горнолыжную Германию. Андорру почти каждая! Не может же быть прославленный курорт, где тренируется немецкая сборная быть хуже Андорры, ведь это те же Альпы, что и в Инсбруке!

В рекламных проспектах воспевалась красота и домашний уют Баварии. Ухоженность трасс и гостеприимство частных отелей. Хотя если взять любую статью о Гармише, то в ней с особым пиететом описывают именно красоты южной Баварии. А о склонах и подъемниках говориться очень скупо. Например, в тематическом выпуске журнала для профессионалов Турбизнес №15 за ноябрь 2006 года в котором описаны практически все горнолыжные курорты мира о Гармише сказано следующее (дословно) : «Горнолыжные трассы общей протяженностью около 120 километров проложаны на высотах от 700 до 2830 м. В наиболее популярных зонах катания Цугшпитце и Гармиш –Классик – 30 трасс: 7 «синих» (11 км), 19 «красных» (51 км), 4 «черных» (10 км).» 7 синих,4 черных,19 красных=30 трасс Рядом с олимпийским стадионом 2 трассы для сборников. Значит 28 трасс остается. 11км+51км+10км=72км., а никак не 120 если внимательно сложить их же данные!
Не насторожило отсутствие отзывов о катании в Германии! Нашел всего один полноценный отзыв. И то после прочтения закрыл сайт и позже не смог его найти. Отзыв, как я сейчас понимаю, был объективный со всех сторон. В нем говорилось о долгих и пологих выкатах, на которых лыжник толкается палками, а бордеру приходится отстегивать крепление, а то и два и идти пешком. Об узких и протяженных участках некоторых трасс проходящих над пропастью и ничем не огороженных. О крутых отрезках в середине каждой трассы, о недостаточности этих трасс и т.д. Мой нынешний отчет будет повторять его по всем основным моментам.

Но обо всем по порядку!

Мне предстояло найти и забронировать отель. Оформить страховку. Получить визу и купить билеты
Требования к гостинице у нас были не очень высокие (какая разница где ночевать!) Ведь склоны одинаковы как для постояльцев отелей 5-и звезд, так и для постояльцев кемпингов. Горячего желания, да и времени отстаивать очередь в посольстве для того, что бы сдать документы и получить визу не было.
В журналах о туризме и Интернете отыскал полтора десятка фирм, которые специализировались на работе с Германией. Методично обзвонив большинство и проведя маркетинг услуг я остановился на агентстве, которое находиться рядом с театром МХАТ на Пушкинской. Там же располагается и офис авиакомпании «Люфтганза».

Как правило, день приезда и отъездам- дни потерянные и вычитаются из отпуска. Вероятные дни непогоды также могут сократить дни катания. То, что перед этим я пропустил сезон, а так же желание как следует накататься по необъятным альпийским склонам подвигло меня искать тур на 2 недели. Причем решил найти билеты на такой рейс, который позволял не терять дни приезда и отъезда.

Такие рейсы нашел у Люфтганзы. Самолет прибывал в аэропорт Мюнхена в 7 утра, а в день отлета рейс вылетал в 21.15. Так, что можно было полноценно провести эти дни в музеях, кафе и магазинах Баварской столицы.

Билеты Люфтганзы с фиксированной датой Москва-Мюнхен-Москва на двоих обошлись в 19.800 рублей. Размещение в отеле на базе завтрака в двухместном номере отеля 3 звезды (на двоих) - 850 евро на 15 дней 14 ночей. Для получения визы в посольство идти не следовало! Страховка на человека 2 евро в день - 60 на двоих оформлялась прямо в турагенстве. Я был счастлив!

В Андорре я оба раза жил в Андорре-Лавелле. В гостиницах Тиволи и Касанья. Каждая рядом с огромным универсамом. Где можно было покупать недорогое вино, пиво, отличные сыры и фрукты, чтоб брать с собой на гору. До подъемника возил комфортабельный скибас. Фирма, которая организовывала туры (первый раз ВКО тревел, второй раз Натали –тур) выдавала карточки, по которым можно было передвигаться на этих автобусах бесплатно. До горы добирались от 20 до 40 минут, в зависимости, от того какую долину вы на сегодня выбрали и от снегопада, если таковой наблюдается.

В Болгарии до подъемника шли 1 км. Или за 1 доллар на машине. Так, что расстояние в 1 км не пугало. Поэтому, когда мне предложили отель в километре от горы, я вовсе не расстроился. Прекрасный отель «Грачек» находящийся на горе. Всего в километре от олимпийского стадиона. И к нему ведет двухместный фуникулер, проходящий над живописным ущельем. Просторная комната с балконом и телевизором. Красотища!

В Интернете, на разнообразных сайтах, искал знакомства с русскоговорящими молодыми людьми, которым бы было не сложно уделить нам некоторое время и помочь сориентироваться на немецкой земле.

Из тех, кто откликнулся на просьбу о помощи, был Олег. Молодой человек, перспективный программист 30 лет, из Мюнхена, которого немецкие коллеги переманили для работы в свою фирму. Олег очень подробно объяснил нам, какие билеты брать, на какой поезд садиться, чтоб добраться до центрального вокзала, на котором он нас встретит и проведет экскурсию по городу.

После выхода из самолета все спокойно шли к пограничному контролю, получили багаж и вышли, следуя очень информативным указателям к поездам или стоянкам машин. Такси или прокату.

Нам следовало сесть на поезд U- банн. Номер 1 или 8 они идут в центр Мюнхена, хотя и уходят с перрона в разные стороны. U –банн - это пригородный поезд. S банн - это метро.
В городе пригородные поезда уходят под землю и идут по тем же путям что и метро. Только все это движется по строгому немецкому расписанию. Очень практично и удобно. Номер поезда обозначает номер маршрута.

В Германии существует огромное количество всевозможных билетов для одного человека, двоих, пятерых, на человека с ребенком или велосипедом. Как индивидуальных, так и групповых.
Самым распространенным из них является баварский билет. Я его называл Бауэр тикет, вместо Байер тикет. Байер- Бавария. А Бауэр – крестьянин. (И получалось, что я спрашивал про крестьянский билет!) Он действует в будни с 9 утра до 12 ночи. А в выходной с 6 утра до 3 ночи. По нему могут перемещаться 5 человек. Если вы забудете написать на нем свои данные, контроллер протянет вам ручку, чтоб вы написали на билете свою фамилию. Пишут одну из пяти.

Баварский билет стоит 27 евро в автомате и 29 в кассе. Находите кнопку на автомате с надписью Б.Т (На немецком не помню как пишется, но поймете!) и нажимаете кнопку напротив этой надписи. На экране высвечивается 3 варианта. Нажимаете один из трех вариантов с надписью Б.Т. потом высвечивается условия действия билета. Объясняющая время действия и количество человек, (цифой) которые могут перемещаться по нему. Даже при полном отсутствии знаний языка интуитивно все поймете, только не суетитесь и вдумывайтесь в цифры. Вводите число, на которое вам нужен билет. Автомат пишет стоимость билета. Вводите купюры или монеты - получаете сдачу и билет.

Мы прибыли мы на перрон в 8 утра. Ждать час до девяти (до начала действия Баварского билета) не имело смысла. Так как с автоматами мы дела доселе не имели, пришлось в кассе объяснить, что нам до вокзала два билета. Центральный вокзал называется Hauptbanhof. И за 18 евро получили один билет на двоих. К слову сказать, кассы там без окошек, просто сидит операционист за стойкой. В кассе можно купить любой билет, но он будет на 10-15 % дороже, за ручной труд. Отчерченная желтая линия перед стойкой обозначает границу, за которую следующий клиент заходить не должен, помните об этом! ПОМНИТЕ так же, что обязательно нужно этот билет прокомпостировать на перроне. А то он не действителен. К стойкам на перронах прикреплен ящичек с прорезью. Всунул-вынул и пошел.

Ехать до вокзала 40 минут. Станция не конечная. Следите за электронным табло, на нем все отображают и еще и объявляют.

Олег оказался очень воспитанным и интересным человеком! Вместо камеры хранения мы оставили вещи у него и двинулись осматривать город.

Начали с завтрака в знаменитом пивном ресторане Хофбройхаус, который состоит из двух этажей и вмещает одновременно более 2 тысяч человек! На первом этаже продольные лавки, а на втором отдельные кабинеты. Вечером попасть наверх практически невозможно. Но было утро, и Олег, воспользовавшись этой возможностью, пригласил нас на второй этаж. У завсегдатаев там есть специальная стойка, где можно под ключ оставлять свою кружку. Я слышал, что эти «сейфики» передаются только по наследству и их невозможно купить! Приятная обстановка, отделка дубом и молниеносное обслуживание. Пиво в бокалах, а внизу в кружках. Кажется, за кружку с вас берут залог в несколько евро и после еды вы, можете сдав кружку их вернуть. Здесь я впервые попробовал белые баварские сардельки. Вкус как говорил Райкин - спецфический., во рту таят. Позже, по телевизору, увидел, как их готовят. Мясо не перетирают в мясорубке, а измельчают в огромном блендере, добавляют специи и … лед. Одну треть. И фарш на глазах становится белым. Потом его выдавливают в кишку и перекручивают. Получаются сардельки. У официанта наменял различных европейских монет. У них лицевая сторона одинаковая, а реверс с картинкой той страны, в которой она была отпечатана. У моего папы есть специальный альбом для этих монет.

После этого мы не спеша, пошли в музей естествознания. Музей не менее известный, чем Хофбрайхауз. Называется он просто – Немецкий музей. Под его крышей собраны тысячи подлинных действующих экспонатов разных эпох. Подавляющее большинство настоящих. Например, рыбацкая шхуна, морской буксир, небольшая подводная лодка, множество самолетов. Все это из разных эпох. Паровозы, вагоны, станки, двигатели и прочие техническое достижения. Причем это все в разрезе и можно потрогать!!!
Колоссальный макет железной дороги. Раз в два часа его в действии демонстрируют публике. Залы музея посвящены строительству мостов, туннелей, плотин. Нажал кнопку и рабочий макет показывает принцип действия того или иного устройства. В зале физики вы становитесь участником физического опыта. Это надо видеть! Советую посвятить осмотру не меньше полудня! Он того стоит!

Стоит посетить и Королевскую резиденцию. Она колоссальных размера, и на неё тоже стоит отвести пол дня. Мы ее посетили в день отъезда (помните, я планировал отлет на вечер!? чтоб не пропали дни!) В резиденции в одном крыле королевские покои, а в другом сокровища Баварских кюрфюстов. Не многим слабее нашего алмазного фонда, только вход свободный и охраны не видно. Посмотрите конную статуэтку святого Георгия! Она сделана из золота и драгоценных камней. Обязательно осмотрите залы Нибелунгов, Грот, театр Кювилье! (Все это внутри резиденции!).

Те кто любит охоту, красивые ружья и интересуется фауной - для Вас музей охоты на центральной улице Мариенплатц. Он расположен в здании церкви св.Михаила. А перед входом бронзовая фигура кабана с блестящим отполированным носом. Его нужно потереть и загадать желание. Для любителей изобразительного искусства Новая и старая пинакотеки. Все прекрасно и главное, все не далеко друг от друга.

После Немецкого музея естествознаний, проголодавшись, мы зашли в кафе попили кофе с круасаном и поехали в музей БМВ. Там экспозиция состоит из машин с самого начала их выпуска. Но он был закрыт на ремонт. Само здание центра БМВ в виде четырех цилиндров я видел на многих фотографиях, оно очень известное. Несмотря на то, что оно принадлежит к эпохе 80-х годов, все равно очень впечатляет. Рядом отстроено новое современное здание. В отделе продаж которого, выставлены самые последние современные экземпляры легковых ВМW.

В нескольких сотнях метров от центра БМW начинается парк с множеством спортивных сооружений. В центре огромный водоем, в котором плавают утки и лебеди.
Погода была немного ветреной, но прогулка того стоила. С высоты холма, что находится в центре парка, открывается прекрасный вид на Мюнхен и его окрестности.

После прогулки по парку зашли перекусить в отличный итальянский ресторанчик. Съели пасту, пиццу и выпили нефильтрованного пива, и пива разбавленного наполовину сладкой газировкой типа «Буратино» или «Спрайта». Очень приятный вкус. А самое интересное, что это разбавленное пиво называют «Русским». Олег просил не называть адреса ресторана, а то туристов будет больше. Для себя же я решил сфотографировать табличку с названием улицы и номером дома. В последствии мне объяснили, что эта вывеска обозначает место проезда или парковки пожарного автомобиля. Упс...

Отужинав, заехали за вещами к Олегу и двинулись на вокзал. Расписание подземки точно сообщает о времени прибытия поезда. Номер поезда на лобовой панели поезда обозначает его маршрут, который отображен на любой карте. Они следуют с пяти или десяти минутным интервалом. Вокзал центральный называется Hauptbanhof .

Поезда до Гармиша отходят каждый час, начиная с самого утра. Например:(10.32; 11.32;12.32 и т.д.) в нашем случае 20.32. В любом расписании и Интернете все указано. Ехать час двадцать. Остановки объявляют и пишут на электронном табло. Олег нам взял билет от какой-то зоны, сказав, что на ней заканчивается действие нашего билета, что мы брали утром. А Вы, если боитесь запутаться, можете взять простой до Гармиша. Он не многим дороже. Когда Олег в автомате покупал билет, в лоток выпал сначала какой-то купон, а потом сдача, а только потом билет. И если бы Олег не разобрался, мы бы ушли, с этим купоном не дождавшись билета. Потом у нас не разу подобного не случалось.

Отступление! Если Вы прибываете в Гариш до 17 часов, пройдите по перрону к первому вагону поезда. Там касса и пути, огороженные железным забором. Возьмите бесплатно расписание поезда и ски автобуса, который идет до озера Ибзее. Он отправляется каждое утро по расписанию, с правой стороны от выхода из подземного туннеля под вокзалом. Этот автобус специальный скибас.

По приезду в Гармиш взяли такси у вокзала и за 12 евро доехали до отеля. Ехали долго. Водитель шутил, что этот отель для молодоженов, от туда не сбежать и кроме секса там делать нечего. Нас это насторожило.
Прибыли к маленькой станции канатной дороги. Нас сажают в двухместный вагончик фуникулера и отправляют наверх. Темно, но чувствуем, по огонькам внизу, что высота приличная.
Первое впечатление от отеля оказалось весьма приятным, да и в последующем он нас не разочаровал. В отзывах о Гармише отель «Грачек» упоминается. О нем вспоминают и в отзывах о летнем отдыхе, как о некой достопримечательности. Хотя подъем на канатке до отеля и обратно стоит 3 евро, посетить его стоит. Так - как ресторан находящийся в нем считается одним из лучших. Тем более, что там работают чех и поляк хорошо говорящие по-русски. Есть и приятный дворик, оборудованный барбекю и лавочками.

В подвальном (цокольном) помещении имеется спа комплекс с разнообразными банями. Русская в самом низу. Только желательно в нее попадать, когда кто-то уже там был, и она разогрета. Просто если вы идете на один час или два много времени уходит на прогрев.
Немцы парятся голышом и ни на кого внимания не обращают. И Вы не обращайте. Там есть джакузи (включаешь, наполняется вода, 20 минут бурлит, после вода уходит) и несколько саун различных видов. Мне особенно понравилась сауна-парная, внутри скамейки с обогреваемой керамической плиткой. Потолок с множеством отверстий-звездочек, в которые вставлены светодиоды, напоминает ночное небо. Свет в парную проникает через стеклянную дверь и от светодиодов, которые медленно переливаются различными цветами. Повсюду звучит медленная приятная музыка. Полная релаксация. Удовольствие -12 евро, но оно того стоит. Центр отрывается в 16-00. Мы были первыми и единственными, примерно с 19 до 21-00.

Ну, я отвлекся! Вспомнил, замечтался! И так.

На рецепшене отеля оформились (паспорта не отдавали, их даже не посмотрели), получили талоны на проезд до горы в скибасе. Это обычный городской автобус (но нам по талону проезд бесплатный), По этому билету можно еще посетить городской бассейн.

Проспали ночь в очень хорошем и просторном номере с балконом. Утром завтрак - шведский стол. Мясного вдоволь, сыры, йогурты, фрукты. У нас, по опыту предыдущих поездок, выработалась привычка запасаться. Может кто-то скажет, что это дурной тон, но… В общем делали бутерброды с ветчиной и сыром. Брали джемы, масло и йогурты в маленьких пластиках. На хоооороший перекус на горе хватало.

После завтрака и долгих первых сборов оборудования сели на канатку и поехали вниз. Я не сразу понял, как механик внизу видит, что мы сели в вагончик. Ответ оказался прост! У канатчика внизу видеокамера. Выбрались из вагончика и потопали до ОлимпикСки (стадион по нашему, Олимпийский) примерно километр. Нашли остановку. Палка со знаком и расписанием и стали ждать скибас. Из-за плохого знания языка я почему-то усвоил, что автобус красный и зря! На остановке мы ждали автобус СПЕЦИАЛЬНЫЙ, и пропустили свой! Он оказался обычный рейсовый городской ЗЕЛЕНЫЙ. До следующего минут сорок. Но добрый немец нас подвез до вокзала НА МИКРОАВТОБУСЕ и мы узнали, что там находиться остановка маленького поезда вдоль горы, а возле горнолыжных трасс остановки. Посадка на него по скипасам, которые можно купить тут же в кассе. Турникет для посадки на поезд является началом зоны катания.

Возьмите расписание (бесплатно), в кассе на вагончиках, у водителя автобуса и подгадывайте графики. Вы можете приехать после катания на вокзал в вагончике, отоварится в супермаркете и поехать дальше на автобусе. Только надеюсь, вы найдете отель ближе к центру города, до которого ехать не так долго. А не на задворках как мы.

Я уже писал, что всю жизнь мечтал увидеть стадион, где проходила зимняя олимпиада 1936 года. Увидел! Он находился на предпоследней остановке маршрута автобуса, от которой нам до отеля еще пешком приходилось шагать километр. А каждое утром мы проходили через него к остановке автобуса. Вечером же, после катания, садились на лавочку автобусной остановки, пили пиво с колбасками и набирались сил перед дорогой к отелю.

Вообще стадион стоит того, чтоб его увидеть. Совершенно небольшой (как самый обычный стадион в любом провинциальном городке). Он весь сделан из серого камня, и выглядит величественно. Окна комментаторских кабин и огромные стелы арийцев по краям обоих входных ворот. Так и кажется, что войдя на стадион ты увидишь людей одетых по моде сороковых. Особенно представляются мужчины в темных пальто и обязательно в шляпах.

Как потом выяснилось, от стадиона до горы расстояние тоже километр, а автобус идет через весь город по кругу СОРОК МИНУТ!

Позже мы узнали, где в городе расположены супермаркеты (их там два). Один рядом с вокзалом, до второго метров 500. В них мы покупали салаты, копченые колбаски, мягкие французские сыры (они по оному евро за штуку, а в России многие по пять, а то и по десять). Покупали хлеб, салат листовой и салат в пластиковых контейнерах с майонезом. (Но майонеза в них так много, что мы делили содержимое на две части и добавляли в них листовой салат) И конечно покупали пиво. Оно практически все в пластиковых бутылках по пол-литра. Бутылка такая же, как стекло, только тащить НАМНОГО легче.

Собираясь кататься, на гору мы брали пиво, воду, бутерброды, яблоки и йогурты. В долине «Классик» рюкзак, как и на многих горнолыжных курортах оставляли прямо под лавкой у подъемника. На Цугшпице огромная стена с открытыми ячейками для вещей. На вокзале Гармиша ячейки для хранения вещей находятся прямо на платформе. За 1.5 евро вещи можно оставить на определенное время, а за 3 евро - безвременное хранение. Такой ключик, как в этих ячейках не в каждой квартире найдется. Жаль, что сноуборд в них не влезает. Мы просили служащих в диспетчерской посторожить наши борды, пока ходили в город за покупками или погулять. На обратном пути в качестве благодарности преподносили бутылочку пива или цветок.


На ледник Цугшпиц этот поезд едет от сорока пяти минут до часа с лишним. Один раз пару ждали минут сорок !Они на горе застряли и спускались последним фуникулером. Автомобильная дорога от Гармиша идет вдоль железнодорожной ветки. Стоянка для машин возле каждой станции. Поставил машину на стоянку и наверх поездом. Это все для разгрузки нижних стоянок. А на каждой из них машин как перед Ашаном в выходные. Просто от Мюнхена до склонов на машине сорок пять минут езды. Как от Люберец до Чулково. Вот на выходные семьями и мотаются.

Вы можете приехать на автобусе к подъемнику долины «Классик» (остановка-Kreuzeckt Alpspitzbahn) в 10.24, а поезд до Цугшпица от станции Классика отходит в 10.25. Берете доску и переходите в поезд.Расстояние от остановки до станции 70 метров. Но если неспешные немцы тихо будут выходить из автобуса, то поезд ровно в 10.25 тю-тю. И придется кататься час здесь, а потом в поезде ехать на ледник. Это можно, если Вы берете абонемент на две долины сразу. Это выгодней. Все таблицы цен в кассе на подъемнике.

Так вот! К чему я писал про пересадки! На городском автобусе доезжаете до подъемника (остановка-Kreuzeckt Alpspitzbahn), пересаживаетесь в вагончики и на ледник (Цугшпитц). На леднике катаетесь, нигде не прикладывая никаких скипасов.(Коли ты попал сюда, то значит у вас билет есть, считают немцы) А прикладываете свой скипас. требуется только на выходе, чтоб сесть на поезд вниз. Ребенок точно поднырнет, а иногда и взрослый пройти может. Покажите, что за рюкзаком возвращались. Или один скипас по кругу передайте. Я не советую, я просто повествую.

С одной из промежуточных станций (Озеро Eibsee) идет фуникулер на верх на смотровую площадку Цугшпица, а со смотровой до подъемников тоже на фуникулере, только вниз с другой стороны. На все это тот же час уходит. Забыл упомянуть о пересадке с поезда на вагончики с зубчаткой, которые, лязгая тянет всех наверх. По пути следования открывается потрясающая панорама на озеро и горные вершины. На верхней точке смотровая площадка с круговым видом на Альпы. Там рестораны и музей истории строительства этого фуникулера. Раз в 20 минут на австрийскую сторону с вершины идет шикарная кабина. Только каталки там нет. На ней поднимаются австрияки на Цугшпитц.

Перекусывали своим в любом кафе под открытым небом. Только обеды наши проходили в тишине. Немцы ведут себя крайне сдержанно и тихо. Нет криков и смеха. Главное нигде нет музыки. Тоска гробовая!

На Цугшпице, в кафе, рядом с нами сидели ребята из группы Эдельвейс – немецкие горные стрелки. Они проходили горнолыжную подготовку на склонах курорта. Жаль, что я совсем не знаю языка. Очень хотелось рассказать им историю, которую прочитал в начале 90-х годов. В рассказе молодой состоятельный парень рассказывал, как с друзьями совершал экстремальный поход на Кольский полуостров, с участием снегоходов, вездеходов и вертолета. С ними в группе был пожилой немец. В то время иностранцы стали активней посещать бывший союз. И этот немец был не очень разговорчивым. И чем ближе они были к цели, тем больше немец хмурился и избегал общения, замыкался в себе. И когда они достигли конечной точки своего маршрута, немец взял лыжи и ушел в тайгу. Вернулся только поздно вечером. И на вопросы и претензии группы он ответил рассказом. А рассказал он о том, как в 1941 году, их молодых 19-и летних ребят, спортсменов стрелков и лыжников высадили недалеко от этого места. 9 из 10 в первом же неравном бою погибли. То ли холод, то ли наступившая ночь не дала русским искать уцелевших. Они не собрали даже убитых. И он один похоронил в камнях своих товарищей. Все последующие годы он думал об этом. Спрашивал себя, зачем были нужны эти смерти здоровых хороших ребят, его друзей, и бестолковая не нужная простым людям война!? Он нашел могилу и оставил на ней металлическую табличку. Все это мне хотелось рассказать это тем ребятам. Добавив и пожелав, чтоб молодые ребята разных стран и верований встречались на вершинах мира, лишь для того, чтоб выпить пива и покататься на горных лыжах.

Я уже писал про тематический выпуск журнала Турбизнес №15 за 2006год. 120 км трасс в двух зонах катания «Цугшпитц» и «Классик» указана длинна, высота и длина подъемников. 19 трасс в «Классик» это 32100 метров плюс 9 трасс на Цугшпитце это 15400 метров в сумме 47км500 метров. А никак не 120! И даже не 70.Еще две трассы внизу были закрыты т.к. камни были уже видны.

На Цугшпитце редко бывают включены все подъемники и бугеля. Бугелей, кстати, в обоих долинах намного больше чем кресельных. Моя жена с огромным трудом на них поднималась. Уж очень крутые подъемы. Есть длинные и пологие выкаты, но с отрезками подъемов, и если скорости нет, то пешком. И на пологих склонах море чайников, не разгонишься!

Катание на всех трассах только в хорошую погоду. Есть очень и очень длинные трассы в стороне. Но там (как и везде) если не разгонишься на спуске, на подъеме обязательно остановишься. А останавливались практически всегда, так как чайники обязательно стоят по центру склона и трепятся или просто сидят на склоне ожидая ког-либо. Жена постоянно снимала доску и перла в горку, потом одевала и через пятьсот метров опять снимала. За спуск раза по три вышагивала. Такое катание выбивает это из колеи и забирает уйму сил.

В общем- жопа полная. Как бы рано мы ни вставали, ратраченой трассы все равно не видели. И не мы одни! На Цугшпице нет елок. Солнце разогревает снег и он немного подтаивает.
В долине «Классик» все трассы в тени, среди елок. Это на любой карте видно. Даже на схемах прорисовано! Так вот, если на скорости влетаешь со света в тень, то глаза не сразу адаптируются. А пока сообразишь что-либо, понимаешь - под ногами ледяная корка, а поздно уже. Летишь!

Трасса из красной и синей резко переходит в черную. Хотя они черным цветом их не обозначают. Я не раз был на Чегете, знаю. Жена со слезами на пятой точке все это проползала. Если бы она одна! Там группы чайников человек по пятнадцать. Группа от группы на расстоянии пятидесяти метров. Все ползут и плачут. А объехать то их надо. Инструктора же ставят лыжи плугом и тебя в елки стараются с трассы выжать. (Бордеров там пять процентов, да и не любят их!) Есть трассы, где тень метра по два от края трассы. И получается: Лед, снег, лед, снег. Езда как по шпалам. Канты и фирменные райдерские доски нас выручали.
Канты лучше точить там. Стоит это 6 евро. В Москве это стоит порядка 700 рублей и выше.

Отдельно о подъемниках.
Меня не насторожило количество подъемников отображенных на схемах и их конструкции. Основная масса бугельные. Причем на достаточно крутых склонах. Если Вы бордер, то палка бугеля сильно отдавливает бедро (до синяков! не вру!). А уж новичку приходиться очень туго! Вдоль основных склонов идут телекабины. По 6-8 человек. Или 6-и местные креселки. А от Kreuzeckt Alpspitzbahn идет фуникулер. И один фуникулер дальше, к вершине. Чтоб проехать от фуникулера к трассам необходимо преодолеть не очень интересную трассу №15. Нужно не пролететь мимо маленького бугеля (он немного ниже за бугром) и перебраться на нем на хорошую трассу №16.Показана красным цвеом. Вообще цветовая маркировка трасс в Гармише снижена на тон. Так вот, жена по этой трассе соскребалась, а на бугеле смогла доехать до верха только один раз. Склон в тени весь день.

Чтобы вернуться на трассы Классика № 11;14;4;5; нужно 300 метров проехать над пропастью. Трасса вдоль обрыва! Без сеток и заборов! Дух захватывает! Ширина 2,5-3 метра. Уклон трассы небольшой. Чуть сбросил скорость и иди пешком. На этот переезд у бордера уходит уйма сил и минут 20-30. На Цугшпитце основной подъемник-6и местный кресельный, на котором катается основная масса людей. Справа и слева от него трассы 8 и 9 по 800 и 1500 метров соответственно. На километр правее этих трасс многокилометровые волнообразные трассы переходящие одна в другую. С такими же длинными бугельными подъемниками. Чтоб попасть с волны на волну нужно разогнаться. А если на пути чайники… Об этом я уже писал.

У меня каникулы с 1го февраля. Но и у студентов в Германии тоже! В пятницу по прибытии мы весь день гуляли по Мюнхену. В субботу был первый день катания. Мало того, что каникулы. Плюс выходные и плюс неделя карнавала в Баварии. Карнавал в среду, а выходные и два дня понедельник и вторник подготовка. То есть эти дни выходные тоже. И вся эта тусовка на горе. Бугры по всей горе как на Чегете. Какой там «Вельвет»!!!

По телевизору прогноз погоды на ближайшее воскресенье - минус десять. На горе в такой холод и при таком количестве народу делать нечего. Альтернатива была намечена заранее, по отзыву семейной пары, который я читал перед отъездом. Это была поездка в Линдерхофф. Во дворец, где провел свое детство Людвиг. По пути решили заехать в Обераммергау, чтоб посмотреть домики, расписанные картинами. А по пути заехать в бенедиктинский монастырь, где делают настойки.

В Гармише, рядом с вокзалом есть центральная автобусная остановка. Берете расписание, смотрите любое направление и время отправления. Только внимательно смотрите отметку «S» рядом с цифрой. Внизу сноска - ВЫХОДНЫЕ, Просто по выходным все отдыхают и перерывы между отправлением автобусов увеличивается существенно. ЭТО ЗАПОМНИТЕ! Автобус от Гармиша до Обераммергау везет вас 40 километров. Все стыковки и пересадки можете рассчитать по расписанию. И все это будет минута в минуту.
И так: Билет на двоих (одной бумажкой) стоит 17 евро на целый день. В Обераммергау пересадка на конечной станции. До автобуса на Линдерхофф ждать 20 минут. Но обратно только через 3 часа. Решили, что зимой 3 часа гулять по парку много. Приняли решение сначала осмотреть Оберрамергау (Тем более,что в нашем культплане это было). Пошли к центру городка. Домики как и в Гармише чистенькие и расписаны. Ехать, чтоб посмотреть на росписи не стоит. А вот посмотреть и особенно купить произведения искусства (фигурки из дерева) стоит обязательно.
Оказывается, в городке живут мастера, которые виртуозно вырезают фигурки из дерева. Размер любой. Темы тоже любые: Библейские, музыканты, ремесленники, спортсмены. Даже в ореховой скорлупе целые сюжеты. Фигурки просто из дерева, тонированные лаком, морилками или раскрашенные красками. Если вы увидите такую фигурку в серванте у своих знакомых рядом с Дулевскими фарфоровыми фигурками - ни за что не отгадаете, из чего они сделаны. Стоят фигурки от 50 евро до нескольких тысяч. Минус, возвращенные в Таксфри, 10 процентов.

Перед тем как выписать чек на возврат денег посмотрите сетку цен. Например, если купить вещь за 99.90. то возврат 8 евро. А если от 100 до 115 то возврат 12 евро. Проще сразу купить на 3 евро хоть магнит на холодильник для друзей. Он станет бесплатным. Но в выходные многое закрыто. Если что понравилось - покупайте. Потом не вернетесь. Точно вам говорю! Если у вас накопились чеки Таксфри, то в аэропорт приезжайте чуть раньше, так как может быть очередь в кассе аэропорта. Указатели или персонал вас направит в нужную сторону. Обязательно выньте все чеки из вещей и держите в одной стопке! Не забудьте вписать в чеки свой адрес и фамилию. Помните, что вещи предъявлять нужно в одном окне, а получать наличные в другом. Но вещи могут и не проверить. Только на чеках штемпель поставят.

Мы ничего не планировали покупать и поехали в Линдерхофф.
Напоминаю! В выходные внимательней смотрите расписание. Выходные обозначают буквой «S» кажется.

В Линдерхоффе взяли билеты по 6 евро. И пошли гулять по парку. Все в снегу, статуи в ящиках. Но все равно красиво. На билете указано время посещения дворца. И ни минутой раньше, ни минутой позже вас туда не пустят. Можете гулять совершенно спокойно. Дворец маленький, но очень красивый. Стоит посмотреть на эту резьбу и инкрустации. При входе на полке берете путеводитель (заламинированный лист А4) на русском языке, проходите по залам и читаете. Вот вроде и все.

На последний автобус мы опоздали. Стоянка огромная, машин море. Я где-то читал, как стоять с табличкой и «автостопить». Написали на листочке «ЕТТАL» и встали у дороги. Через 10 минут нас подобрала семья на Мерседесе и через14 километров мы в Еттале. Посмотрели собор. Великое строение, В кафе, единственном открытом в выходной, купили пива и копченые колбаски. И час прождали автобус, (Так как было Воскресенье). В автобус сели с пивом, там это тоже нормально, и поехали домой.

Автобус в Линдерхофф и Обераммергау идет через Эталь. Крюк километров на 5. Так, что лучше ехать из Гармиша до Эталя. Там погулять минут 40, сесть на следующий автобус и ехать до Обберамергау. Погулять, потом ехать до Линдерхофа, а оттуда обратно в Гармиш.

В прекрасный замок Ношванштайн мы сделали отдельную экскурсию с Олегом и его друзьями на машине. Но до Фюссена можно проехать по той дороге, что идет через Линдерхофф. Но, думаю для одного дня это слишком много и утомительно. Описывать поездку в замок не стану. Слишком много отзывов в Интернете есть.

По приезду в Гармиш свой автобус дожидаться не стали, а пошли пешком по пешеходной улице Людвигштрассе. Она проходит от центра города в направлении нашего стадиона. Улица вечером радикально отличается от нее же днем. Все украшено гирляндами лампочек и огнем витрин маленьких бутиков.

Кстати, туфли фирмы Пиколинос ровно вдвое дешевле, чем в Москве и стоят 100 евро. Так и в других вещах. Все можно купить и на центральной улице Мюнхена, цены те же. Домики окрашены не хуже чем в Оберрамергау. Но магазинчики с фигурками из дерева скуднее и их всего два. По этой улице приятно гулять как днем, так и вечером. Просто на ней дома расписаны не хуже чем в Обераммергау, а вечером эта красота не видна! В каких - то отзывах я читал, что на этой улице находится дом дочери Ельцина.

В одну из суббот, когда на «нашем» стадионе шли национальные соревнования, мы забыли на остановке рюкзак. Остановка в сторону горы представляла собой столбик с прикрепленной к нему урной и знаком. Урна из нержа